Трижды Герой Советского Союза маршал авиации Иван Кожедуб
Иван Кожедуб стал самым результативным за годы Второй мировой лётчиком-истребителем не только в ВВС Красной Армии, но и среди истребителей стран Антигитлеровской коалиции.
Учась в средней школе города Шостка, будущий герой работал в школьной библиотеке и одновременно с литературой очень сильно увлекся авиацией. В 1936 году он поступил в Шосткинский аэроклуб Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМа).
В начале 1940 года Кожедуб с отличием закончил аэроклуб и был призван в ряды ВВС Красной Армии на срочную службу. Летчика направили в одно из крупнейших военных авиационных училищ страны – Чугуевское, расположенное недалеко от Харькова. В феврале 1941 года училище было переименовано в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. Будущий ас закончил её с отличием и остался там в качестве преподавателя-инструктора.
Когда началась Великая Отечественная война старшего инструктора Ивана Кожедуба в связи с продвижением войск противника вместе с курсантами и материальной частью авиашколы эвакуировали в Южный Казахстан, город Чимкент.
Там он продолжал обучать десятки и сотни новых лётчиков, которые после ускоренных курсов отправлялись на фронт. Но и сам Кожедуб рвался на передовую.
Осенью 1942 года просьба старшего сержанта Ивана Никитовича была удовлетворена. В один из самых сложных периодов в истории войны его зачислили лётчиком-истребителем 240-го истребительного авиаполка, новой 302-й истребительной авиадивизии Воронежского фронта.
Свою первую из 64 воздушную победу младший лейтенант Кожедуб одержал уже в ходе боёв на Курской дуге 6 июля 1943 года. Выполняя боевое задание на истребителе Ла-5, он сбил немецкий пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87.
В ходе войны Иван Кожедуб, занимал различного рода командные должности и воевал в авиационных подразделениях на Воронежском, Степном, 2-м Украинском, 1-м Белорусском и 3-м Прибалтийском фронтах. Также он принимал участие в наступательных операциях по освобождению оккупированных врагом территорий Поволжья, Украины, Прибалтики, Польши, Румынии. Сражался в небе над Берлином.
Ведя активные воздушные бои, Иван Никитович одним из первых из советских лётчиков стал вылетать на «свободную охоту».
Когда война завершилась Иван Кожедуб служил заместителем командира 176-го гвардейского истребительного полка в звании гвардии майора. За время боевых действий он выполнил 330 боевых вылетов. Всего он провел 120 воздушных боев с противником, сбив 64 самолета разных типов.
Среди воздушных побед выдающегося летчика, по словам историка, есть и «абсолютная диковинка». Речь идёт о новейшем на тот момент реактивном немецком истребителе Ме-262 «Штурмфогель». Первый такой самолёт Иван Кожедуб сбил во время «свободной охоты» в районе реки Одер 24 февраля 1945 года. Кожедуб является одним из нескольких советских пилотов, кому удалось сбить самолёт подобного типа.
Свою первую медаль «Золотая Звезда» и звание Героя Советского Союза старший лейтенант Иван Никитович Кожедуб получил, будучи командиром эскадрильи 240-го истребительного авиаполка 4 февраля 1944 года. В общей сложности на тот момент он выполнил 146 боевых вылетов и одержал 20 воздушных побед. Вторую высокую награду он получил уже через полгода по указу Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года, совершив 256 боевых вылетов, сбив при этом 46 вражеских самолётов.
Третьей «Золотой Звездой» гвардии майор Иван Никитович Кожедуб был награждён в августе победного 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе на фронтах.
В истории Вооружённых Сил Советского Союза за подвиги в годы Великой Отечественной войны только трое были удостоены этого высокого звания трижды: маршал Георгий Жуков, полковник авиации Александр Покрышкин и Иван Кожедуб.
Дважды герой Советского Союза маршал бронетанковых войск Михаил Катуков
Знаменитый маршал-танкист Михаил Катуков родился в крестьянской семье в подмосковном селе Большое Уварово. После окончания начальной школы с отличием уже в 11 лет он начал работать на молочной ферме, а после его отправили в Петербург работать посыльным.
Вернувшись в родное село из Петрограда, в марте 1919 года Катуков поступает на службу в Красную армию. Воевал на Дону с белогвардейцами и участвовал в советско-польской кампании. С 1922 года Михаил Катуков занимал командные посты в подразделениях Западного военного округа.
В 30-х годах прошлого столетия активно начали развиваться в СССР механизированные и танковые войска. В связи с этим Михаила Катукова перевели в 1932-м году на должность начальника штаба 5-й отдельной механизированной бригады.
Начало войны полковник Катуков встретил в должности командира 20-й танковой дивизии 9-го механизированного корпуса Киевского особого военного округа. С первого дня войны его подразделение отражает немецкие атаки и участвует в одном из крупнейших танковых сражений начального периода войны между Луцком-Бродами-Дубно.
В ходе упорных оборонительных боёв, используя тактику подвижной обороны, Катуков сражается на Украине. Катуков считал самым главным в этих условиях сохранить личный состав и вывести его из окружения. К концу августа дивизия воевала уже в пешем строю – техника была утеряна. Дивизию отправили в тыл на переформирование. Опытные танковые командиры начали собирать на основе разрозненных подразделений новые части.
Из эвакуированных в тыл танкистов под Сталинградом была сформирована под командованием Михаила Катукова 4-я танковая бригада. К 23 сентября бригада прибыла в подмосковное село Акулово Одинцовского района. Уже с 4 октября бригада Катукова вступила в бои по отражению немецкого наступления на Тулу, которое немцы начали развивать от Брянска через Орёл.
Во главе ударной вражеской группировки шла 2-я танковая группа под командованием генерал-полковника Гудериана. Благодаря умелым действиям танкистов Катукова к концу ноября 1941 года немецкое наступление на юго-западе от Москвы было остановлено, а после 5 декабря они были отброшены на запад и юго-запад.
За особо выдающиеся боевые заслуги в деле защиты Родины, Приказом Наркома обороны СССР от 11 ноября 1941 года 4-я танковая бригада Катукова получила наименование «гвардейская». На тот момент она стала единственной гвардейской танковой бригадой в Красной армии, а её командир Михаил Катуков был повышен в звании до генерал-майора. Немцы за применение тактики подвижной танковой обороны прозвали Катукова «Генерал-хитрость».
После окончания Московской битвы Катуков в апреле 1942 года назначается на должность командующего 1-й танкового корпуса и сражается на Брянщине. Позже он станет во главе 3-го механизированного корпуса, освобождая Калининскую область от немецко-фашистских войск. Затем с зимы переломного 1943 года генерал-лейтенант танковых войск Михаил Катуков встаёт во главе 1-танковой армии, которая через год станет 1-й гвардейской танковой армией. Вместе с ней он будет участвовать в тяжелейших сражениях Курской битвы летом 1943 года, когда стратегическая инициатива на советско-германском фронте перейдёт в руки СССР.
Потом будут Белгородско-Харьковсая и Житомирско-Бердичевская, Проскуровско-Черновицкая и Львовско-Сандомирская стратегические наступательные операции. За героизм и мужество, проявленные при защите Родины, сначала 23 сентября 1944 года, а после 6 апреля 1945 года удостоился звания Героя Советского Союза. Под его управлением 1-я гвардейская танковая армия вышла на окраины Берлина и дошла до Рейхстага.
Аркадий Гидрат. История, которую нельзя придумать
Есть в Москве станция метро «Площадь Революции». Ее вестибюль украшают скульптуры девушек и парней с красивыми лицами и вдумчивыми глазами. Пограничник с собачкой, которой все трут нос на удачу, девушка с петушком, тоже натертым до блеска, бравый летчик.
В 1937 году, когда отливались эти фигуры, их прообразам — молодым парням и девушкам — было лет по 25-30. Сколько из этих ребят пережили войну? Как сложилась жизнь их близких?
По разным оценкам, от одного до четырех миллионов советских солдат, участвовавших во Второй мировой войне, до сих пор числятся пропавшими без вести. Многие из них были оставлены незахороненными на полях сражений.
Поиском и захоронением останков таких солдат сейчас в России занимаются в основном волонтеры из поисковых отрядов.
Однажды на закате дня в 2000 году поисковик Вячеслав Прохоренко находит останки солдата рядом с немецкими укреплениями на Синявинских высотах в Ленинградской области.
Петлицы младшего лейтенанта, бинокль, пистолет. А в кармане истлевшей гимнастерки — медальон с запиской. Раскручивают еле живой бланк уже в лагере. «Бумажка тонкая-тонкая, буквы еле видны. Оставлять до утра было нельзя. Буквы бы расплылись, а бумага бы засохла и рассыпалась. Собрали фонари со всех отрядов и решили разворачивать записку в темноте», — рассказывает участник той экспедиции Илья Прокофьев.
Четыре часа напряженная тишина. Фонари дрожат в уставших и холодных руках. Наконец записку удается развернуть и прочесть: «Гидрат Аркадий Антонович, город Гусь-Хрустальный, посёлок Красный».
Начинается поиск данных о бойце, ребята посылают запросы в военкоматы и архивы. Несколько месяцев спустя выясняется, что Аркадий Гидрат родился в Калуге, был многократным чемпионом Москвы и рекордсменом СССР по прыжкам в высоту с результатом 191,5 см, преподавал в Государственном центральном институте физической культуры.
В 1939-м Аркадий добровольцем ушел на войну с Финляндией, служил в лыжном батальоне. Вернулся, начал писать кандидатскую диссертацию по педагогике. Но не успел ее закончить. Снова началась война — Великая Отечественная. Снова доброволец.
В августе 1941 года сержанта Гидрата, как отличившегося в боях, отправили на курсы для младших командиров «Выстрел». Выпускникам присваивали звание младшего лейтенанта и прочили большое военное будущее. Но уже в сентябре рота курсантов под командованием Гидрата насмерть встала на Синявинских высотах, пытаясь не допустить полной блокады Ленинграда.
«Нам удалось найти в Москве дочь офицера — Ольгу Аркадьевну Гидрат. Мы встретились, и она попросила нас съездить в одно место», — рассказывает поисковик Николай Исаев.
«На станции метро “Площадь революции” Ольга Аркадьевна подошла к фигуре парня с книгой, положила руку на ботинок скульптуры и тихонько произнесла: “Знакомьтесь, это мой папа», — тут голос Николая обрывается. Сдержать слезы почти невозможно.
К скульптуре, которую лепили с Аркадия Гидрата, его дочь приходит до сих пор.
«Мама всегда приходила с цветами, подолгу сидела рядом со скульптурой и плакала. Это единственное место, куда мы могли прийти. Ведь во всех документах папа числился пропавшим без вести. Я помню, как он посадил меня на плечи, и мы долго стояли перед зеркаломРота Петрова: как четыре танка КВ-1 дали отпор дивизии “Викинг”… А потом папа ушел, и больше вестей о нем не было», — вспоминает Ольга Гидрат.
Весной 2001 года останки Аркадия Гидрата были захоронены с отданием воинских почестей на мемориале на Синявинских высотах. Личные вещи офицера поисковики передали дочери, она до сих пор хранит их как реликвию.
Ольга всю жизнь проработала гидрогеологом, воспитала сына, которого назвала Аркадием — в честь отца.
«Поймите, неизвестный солдат — это не что-то абстрактное, каждый неустановленный воин — это был живой человек! У него было имя, семья, любовь была своя!» — вздыхает Илья Прокофьев.
Он и тысячи других волонтеров продолжают искать останки погибших солдат.
На полях записки, которую Аркадий Гидрат вложил в свой смертный медальон, он написал жене «Живи счастливо!».
«Такое вот завещание любимой. Да и всем нам, наверное», — добавляет Прокофьев.
Будете ехать в московском метро, найдите на станции «Площадь Революции» скульптуру парня с книгой — этот пост о нем.
Рота Петрова: как четыре танка КВ-1 дали отпор дивизии “Викинг”
11 сентября 1942 года на западной окраине ингушского села Малгобек в бою сошлись четыре советских танка КВ-1 и 30 танков и самоходок дивизии СС “Викинг”. Победу в неравном поединке одержала рота старшего лейтенанта Владимира Петрова.
Развивая наступление на Кавказ 2 сентября, немцы переправились через Терек и вышли в район Малгобека, который перекрывал путь в Алханчуртскую долину. На острие удара находилась нешуточная сила – моторизованные полки “Вестланд” и “Нордланд”, а также танки Pz III с длинноствольными 50-мм пушками. Имелись также девять Pz IV, пять Pz II и десять самоходных установок “Штуг”.
Командир 52-й танковой бригады Закавказского фронта майор Владимир Филиппов противопоставил стальной лавине врага тактику танковых засад. Одним из танков КВ с именем “Александр Невский” командовал выпускник Харьковского танкового училища старший лейтенант Петров. В наградном листе говорится, что офицер “героически и исключительно смело” сражался с 7 по 12 сентября.
“Седьмого сентября старший лейтенант Петров с ротой тяжелых танков “КВ” дважды ходил в атаку на Предмостное – южнее Моздока. В этих боях со своей ротой старший лейтенант Петров уничтожил – 3 танка, 8 орудий, 4 дзота и до роты противника”, – говорится в представлении.
Бой был тяжелым. Бригада потеряла 2 танка КВ и 14 танков Т-34, убито, ранено и пропало без вести до 120 человек в том числе командир 256-го танкового батальона капитан Солнцев. Все подбитые машины остались на поле боя у немцев, так как советская пехота не сумела закрепиться на занятых рубежах.
Однако через пять дней советские танкисты расквитались с эсэсовцами. Рота Владимира Петрова и противотанковая батарея встретили врага в засаде на западной окраине Малгобека. В наступление шли 30 немецких танков и батальон пехоты.
“И в этом бою, несмотря на численное превосходство противника, старший лейтенант Петров одержал блестящую победу, уничтожив 14 танков противника и роту пехоты. Атака врага была отбита. Всего в этом бою было уничтожено 30 танков противника”, – говорится в документах.
Утром 12 сентября немецкие атаки продолжились. Командирский танк “Александр Невский” был подбит. Старший лейтенант Петров, механик-водитель Соколов и радист Полигалин были ранены, но из боя не вышли. В этот день “Александр Невский” подбил еще три немецких танка. Только после этого раненные и танк были эвакуированы в тыл.
31 марта 1943 года старшему лейтенанту Владимиру Петрову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда” № 834. 4 ноября 1943 года майор Петров погиб. Имя отважного танкиста носят улицы в городах Дно, Малгобек и Невель.